Голландия: сырно, велосипедно и мельнично

В этом несколько запоздалом рассказе я поделюсь с вами впечатлениями о нашей поездке в одну из стран Бенилюкса - Голландию. Вот правда время для поездки в страну, которая у многих ассоциируется с бескрайними тюльпановыми океанами, мы выбрали не совсем традиционное. Это было начало марта, когда лед, покрывший каналы Амстердама, только-только оттаял, ни о каких тюльпанах вдоль дороги не могло быть и речи, а пробивающееся сквозь дождливые тучи солнце хоть как-то старалось напоминать всем о приближающейся весне. Тем не менее, это не помешало нашей компании насладиться изящностью и гармоничностью голландских городов и пейзажей.

Поводом для посещения Голландии именно в эту пору года снова стала любовь к музыке и живым концертам любимых исполнителей. На сей раз виновником стал Лиам Галлахер, завершавший свой европейский тур выступлением в Амстердаме. Экс-вокалист британской группы "Oasis", которая стала одной из наиболее коммерчески успешных групп в мире, в клочья разрывавшей 90-ые годы, сейчас вовсю путешествует со своим сольным проектом, завоевывая сердца фанатов по всему миру от Южной Америки до Австралии. Некоторые называют его "наследником" голоса великого Джона Леннона.

Мы же решили совместить приятное с приятным и насладиться как концертом упомянутого музыканта, так и изящностью Амстердама и других территорий Голландии. Итак, поехали!

Перелет

Тщательно погуглив удобные по времени и приемлемые по стоимости варианты перелета, мы сперва остановились на предложении от "МАУ" Киев - Амстердам - Киев стоимостью около 6500 гривен за пассажира и решили, что этот вариант наиболее оптимален. Однако в последний момент что-то подсказало вбить в качестве пункта отправления Харьков вместо Киева. Результатом поиска ожидаемо стал тот же рейс плюс еще перелет между Харьковом и Киевом. Ничего необычного.

Однако сладкой вишенкой на этом авиаторте стало то, что стоимость авиабилетов на четыре рейса по неизвестной причине составила на 700 гривен меньше, чем на два рейса, то есть 5800 за пассажира. Прямая логика, казалось бы, отсутствует, но факт остается фактом. Таким образом, купив эти авиабилеты, мы сэкономили средства как на авиа-, так и на ж/д билетах, а также провели на две ночи больше в своей кровати, а не в поезде.

Маршрут и транспорт

На исследование Амстердама было отведено три дня, после чего мы хотели отправиться в небольшое автомобильное путешествие длиною в 250 километров и посмотреть хотя бы малую часть Голландии, а именно: популярную деревню Заансе-Сханс, строгую и официальную Гаагу, Роттердам с его футуристическими постройками, деревню Киндердейк с крупнейшим сосредоточением мельниц в Голландии, а также город Гауда. Да-да, прямо как сыр! Это автопутешествие также заняло у нас три дня.

Автомобиль арендовали у известной прокатной компании Sixt. Стоимость аренды на трое суток с минимальной страховкой обошлась нам в 90 евро.

Как и в большинстве случаев, мы не знали, какая нам достанется марка и модель, но лица расплылись в улыбке, когда мы увидели милейший Citroen DS-3, с которым предстояло подружиться на ближайшие три дня.

Наш трехдневный друг Citroen DS-3

Машина была четко для наших целей: экономичная, компактная, удобная и с имеющемся в ней GPS-навигатором, хотя уже полюбившееся мною оффлайн приложение CityMaps2Go тоже частенько выручало.

Проживание

Здесь хочется сказать кратко: booking.com, дамы и господа!

В начале мы рассчитывали найти жилье у местных жителей на Airbnb, но слишком поздно спохватились, поскольку стоимость на приемлемые по расположению квартиры в Амстердаме на наши даты стартовала уже от около 110 евро в сутки, а квартиры, которые стоили дешевле, находились далеко за пределами центральной части города.

Здесь нам на помощь и пришел старый-добрый букинг, где мы нашли небольшие номера в отельчиках во всех городах, где планировали останавливаться. В среднем, одни сутки проживания в Голландии обошлись нам в 60 евро за двоих.

Уже при поисках жилья чувствовалось, что Голландия популярна круглый год, поскольку даже в такой нетуристический сезон найти ночлег по приемлемой цене было довольно непросто. Такой уровень популярности подтвердился и по прибытию: людей в Амстердаме было действительно много и мы с удовольствием составили им компанию :)

* * *

Каждый город Голландии, в котором мы были, мне хотелось назвать "Город чего-то" и подставить нужное слово, поскольку действительно любой город был чем-то примечателен и в каждом было нечто особенное. Итак, Амстердам...

Амстердам: город вседозволенности и велосипедов

Амстердамский аэропорт "Схипхол" находится километрах в пятнадцати от города. Наиболее удобным и дешевым способом добраться до центральной станции Амстердама является поезд. Стоимость билета на поезд составила около 10 евро на человека, однако мой друг взял себе и жене билеты заранее онлайн и они оказались на 2 евро дешевле. От центральной же станции до места назначения можно добраться либо пешком, либо на трамвае, такси или лодке. Наш отель находился недалеко и после двух перелетов очень хотелось размять ноги.

Уже после пройденных нескольких сот метров нашему взору открывалось все больше и больше каналов, которыми Амстердам в буквальном смысле изрешечен. И конечно же, не поддающееся исчислению количество велосипедов, припаркованных вдоль ограждений, на мостах и на специальных стоянках.

Молодой человек, по моему, Вы ошиблись парковкой

Кстати, о каналах. Незадолго до нашего приезда в Амстердаме ударили морозы, от которых некоторые каналы замерзли впервые за последние несколько лет, чем умело и разумно воспользовались местные жители. Они перемещались по городу на... коньках! Согласитесь, такой нестандартный подход заслуживает восхищения.

Мы же застали момент, когда лед уже почти полностью оттаял. На следующий день его уже вовсе не было.

Печальный для амстердамского конькобежца закат

Утром следующего дня нас встречало весеннее солнце и прохладный весенний воздух, которые настолько обрадовали, что мы напрочь забыли о тех 15 градусов мороза, в которых находились еще сутки тому назад.

Мы пошли завтракать в кафе Blue Amsterdam, которое находится на третьем этаже торгового центра Kalverpassage и, признаться, вообще не ошиблись с выбором. Из него открывается отличный вид на город и администрация бесплатно выдает посетителям во временное пользование бинокли.

Утро в кафе "Blue Amsterdam"

Подглядываем в окна домов напротив :)

Здесь мы взяли очень вкусный тост с яичницей, лососем и зеленью (слева), и не менее вкусную овсянку с фруктами, йогуртом и орехами (справа). Признаться, овсянку не ем вообще, но по возвращению из Амстердама такой завтрак стал у нас традицией каждые выходные. Кто не пробовал, обязательно попробуйте!

Амстердам приучил к овсянке по утрам

Раз уж заговорили о еде, напишу о ней еще пару слов. В рассказах о путешествиях, вроде как, принято повествовать о местных блюдах и напитках, но это не мой конек. Интересно, конечно же, попробовать что-то национальное, но сильно смаковать эту тему я не буду, уж простите.

Из национальной еды, которую мы попробовали за время пребывания, был суп Snert. На самом деле это обычный гороховый суп с добавлением моркови, картофеля, капусты, сельдерея, колбасы и зелени. Ничего необычного, но я его уплетал с удовольствием, а вот кое-кому он вообще не понравился. Понравилось местное пиво Amstel и Heineken.

Гороховый суп по-голландски

Ну и конечно же, был сыр. Козий сыр, овечий сыр, перченый сыр, сыр с травами, пивной сыр, молодой сыр, старый сыр, сыр, сыр, сыр... Очень много сыра. Но об этом отдельно.

Покинув "Blue Amsterdam", мы пошли гулять по единственному в мире плавучему цветочному рынку Bloemenmarkt, на котором, помимо цветов, продавали много других интересных товаров.

Конечно же, в каждой лавке продавались луковицы тюльпанов различного размера, сорта, цвета, как по отдельности, так и целыми наборами. Как показывает практика, сувениры родственникам и друзьям надо начинать покупать в первый же день, чтобы потом не бегать и не хватать что первое попадет под руку, поэтому, не долго думая, на рынке мы взяли пару наборов луковиц тюльпанов. Цена за набор из десяти штук колеблется от 7 до 10 евро. Их можно провозить через таможню, в том числе и в ручной клади, что мы и сделали. На данный момент привезенные луковицы уже высажены на дачах и родственники с нетерпением ждут появления голландских тюльпанов на родных землях.

Были и другие, более оригинальные сувениры, тоже связанные с высаживанием, но которые через границу перевезти вряд ли получится.

Набор начинающего дачника-конопляника

Ну и куда же без национальных голландских башмаков? В каждой лавке предлагался огромный выбор этих башмаков, которые называются кломпы, от количества которых в какой-то момент начинало рябить в глазах.

Весенняя распродажа кломпов

Возвращаясь к теме садоводства, хочу поделиться впечатлениями от весьма оригинального магазинчика Wildernis, который мы нагуглили перед поездкой. Он точно не оставит равнодушными любителей цветов и всякой садоводческой утвари. Нам же он запомнился безумно крутым оформлением. Уходить оттуда без сувенира не хотелось и я взял себе там на память открытку.

"Wildernis" и его администратор

Но что это я все о покупках да о покупках. Пора уже выбраться на улицы столицы!

Прогуливаясь по центру Амстердама, вам может показаться, что вы попали во временную петлю, поскольку кварталы Амстердама до того похожи друг на друга, что пройдя по очередному мосту, вы попадаете в квартальный блок, в котором, вроде бы, только что были.

Улицами Амстердама

О самих мостах тоже стоит упомянуть пару фактов. Их общее количество в Амстердаме переваливает за 2 тысячи, многие из которых разводные. Прогуливаясь на экскурсионной лодке по каналам Амстердама в последний день пребывания, мы узнали, что если вы, допустим, являетесь жителем Амстердама и вдруг опоздали на работу, учебу или встречу, то железное алиби вам гарантировано, если скажете, что, мол, мосты развели и пришлось ждать.

А вот на улицах голландской столицы следует быть предельно внимательными. Велосипедный трафик такой, что если зазеваться, запросто можно быть сбитым велосипедистом, которых тысячи. Нет, даже не тысячи... Десятки тысяч!

Фото не передает истинную опасность велосипедного трафика

Не менее опасное автомобильное движение также имеется, но из-за катастрофической нехватки парковочных мест, предпочтение все же отдается велосипедам.

Улица Амстердама с припаркованной на ней старой Volvo

И наконец, в глаза не могут не броситься лодки, рассекающие по каналам столицы. В основном они нацелены на туристов и предлагают экскурсионные прогулки, но также встречались и частные судна.

Одни из многочисленных туристических лодок

Ближе к вечеру мы вновь принялись заглядывать во всевозможные магазинчики, которые так и манили яркими витринами и выставленными на них всевозможными интересными штуками.

Одним таким местом стал так называемый "Музей Сыра", который по сути является магазином с огромным выбором этого продукта и небольшой символической экспозицией в подвальчике.

Магазин-музей сыра

"Музей" предлагает колоссальное разнообразие сыров и возле каждого вида стоит небольшое блюдо с нарезанными кусочками для дегустации. Теперь и вы знаете, как в Амстердаме можно бесплатно поужинать :)

Дегустация сыров

Цена за кусочек этой вкуснятины весом в около 200 грамм колеблется от 7 до 12 евро. Более того, упакованный в вакуумную упаковку сыр можно провозить через границу, в том числе и в ручной клади. Это мы также проверили.

К слову о запахах, на улицах Амстердама аромат сыра то и дело смешивается с ароматами, доносящимися из заведений с безобидным названием "Coffee shop", которое уже трансформировалось в новый термин "кофешоп", ставший именем нарицательным. Запах марихуаны бывает настолько стойким, что начинает казаться, что... Ладно, не буду я говорить о том, что мне там начинает казаться.

Вечером мы прошлись по знаменитому на весь мир Кварталу Красных Фонарей - месту, где самая древняя профессия официально разрешена и никаким образом не скрывается. Было весьма странно наблюдать, как семейные, в том числе и пожилые, пары прогуливаются, разглядывая девушек легкого поведения в окнах, как товар в магазине. Хотя вот при нас один парень нырнул в такое окно к девице. Надеюсь, что ему потом не пришлось искать друзей из числа дерматовенерологов.

Фотографировать девушек категорически запрещено. Говорят, что за каждой из них якобы закреплен некий смотрящий и если он замечает щелчок камеры, мигом подходит, силой забирает устройство и молча выбрасывает его прямо в канал. Не знаю, насколько эта информация соответствует действительности, но лучше наверное в Квартале Красных Фонарей все же не фотографировать, если не хотите пополнить подводный магазин фототехники своим экземпляром.

* * *

На следующий день у нас было запланировано посещение художественного музея Ван Гога утром и упомянутого концерта вечером. По пути к музею удалось сделать фото возле популярной надписи "I amsterdam" без людей.

I amsterdam

Билеты в музей Ван Гога мы купили заранее онлайн. Стоимость одного билета составила 23 евро.

В музее было запрещено фотографировать, поэтому, кадрами оттуда поделиться с вами я не смогу. Но, говоря откровенно, музей Ван Гога меня не впечатлил. Некоторые работы понравились, но безумного восторга не вызвала ни одна из них. Его знаменитая "Звездная ночь", которую мне очень хотелось увидеть, находится в Нью-Йорке. Я же лихорадочно искал ее глазами по всему музею вместо того, чтобы перед поездкой лишний раз почитать Интернет. Что ж, бывает.

После Ван Гога нас ждал очень резкий переход от классики к современному искусству, поскольку мы зашли в находящийся по соседству Moco Museum, в котором представляют современные работы. Привлекла выставка андерграудного стрит-арт художника под псевдонимом Banksy, настоящее имя которого до сих пор никто не знает. В его работах, которые местами граничат с абсурдностью, порой чувствуется смысл и оттенок социальных проблем.

"Girl with baloon"

"Police in the field"

"Flower Thrower"

Пока мы расхаживали по музеям, начался довольно сильный дождь, который пришлось пережидать в местном ресторане. Но скоро вышло солнце и мы просто гуляли по Амстердаму, наслаждаясь такой весной, какой ей полагается быть в марте месяце.

Конечно же, я не мог обойти стороной возможность прикупить себе пару виниловых пластинок в Амстердаме. Мы нашли одну точку, которую сложно было назвать магазином. Скорее, это был какой-то склад, поскольку все помещение было заставлено картонными коробками с сокровищами для аудиофилов, а продавца почти не было видно за этими виниловыми баррикадами.

Баррикады из винила

Вечером мы отправились на электричке в концертный зал "AFAS Live", который находился в пригороде. Выбрали место почти по центру довольно близко к сцене и стали ждать.

Сложно описать то, что началось, когда на сцену вышел виновник мероприятия. Радости фанатов не были предела, ведь почти 5 лет от Лиама Галлахера не было слышно ничего, кроме глупых постов в твиттере. Я с большим удовольствием осознавал, что очередная мечта начинала сбываться, и через пару песен вовсю пел вместе с толпой. На всех европейских концертах для себя отмечаю, что среди зрителей есть вполне взрослые мужчины и женщины, которым на вид уже за 50, но которые по-прежнему интересуются подобными мероприятиями, улыбаются, подпевают и получают свою порцию положительных эмоций. Молодые же фанаты, которые не совладали со своими эмоциями, в какой-то момент начали периодически швырять прямо в воздух над толпой полные стаканы с пивом. Смысл этих поступков так и остался тайной. Сохранить спокойствие удалось, хотя пивной душ мы все же пару раз приняли.

Liam Gallagher

С концерта вернулись ближе к полуночи. От одежды пахло пивом, а в ушах звенел рок-н-ролл.

Заансе-Сханс: деревня ремесленников

На следующий день в 10 утра мы уже выезжали из Амстердама на представленном выше Citroen'e в деревню Заансе-Сханс, которая предоставляет уникальную возможность окунуться в атмосферу голландской деревни XVII–XVIII веков и своими глазами увидеть старинные ремесла. Некоторые называют ее музеем под открытым небом из-за находящихся в ней старинных мельниц и деревенских домиков, выкрашенных в зеленый цвет, на стенах которых висят кломпы.

Деревня Заансе-Сханс

Голландские кломпы в естественной среде обитания

Туристы могут посетить шесть работающих мельниц, принадлежащих местным ремесленникам. Вход во все мельницы, кроме одной, которая специализируется на специях, платный - 4.5 евро с человека.

Голландские мельницы

На узких улочках между домами было уж очень уютно...

Улицами Заансе-Сханс

Здесь также находится музей кломпов, сырная ферма "Катарина-Хуве" и другие интересные локации. За неимением других планов на день можете смело оставаться тут до вечера. Мы же отправились на запад к побережью Северного моря.

Оставив машину на стоянке на окраине города Зандворт и оплатив услуги парковки, наша компания вышла на широченный песчаный берег, по которому гуляло лишь пару десятков человек и ездило несколько велосипедистов.

Песчаный пляж в Зандворте

Кстати, обратите внимание на огромное количество этих продолговатых предметов. Это не что иное, как ракушки каких-то моллюсков из Северного моря. Честно говоря, таких вытянутых ракушек я нигде раньше не видел.

Над морем была четко видна граница между облаками и чистым небом

После успешной ловли дзена на этом берегу мы единогласно решили, что проголодались, и отправились дальше.

Обед ждал нас в городе Катвийк в уютном ресторанчике Bonte Kraai, где царила непринужденная атмосфера, а обоняние беспощадно атаковали запахи домашней еды.

"Bonte Kraai". Очень сложно было пройти мимо такого миловидного заведения.

Сам Катвийк ничем особо не запомнился. Разве что отсутствием людей на улицах и полнейшей тишиной.

Гаага: город парламентариев и юристов

Ближе к вечеру мы добрались до финальной точки этого дня - Гааги. Было довольно проблематично найти свободное место на паркинге, но мы это сделали.

К слову, с автоматизированными паркингами за всю поездку мы так и не подружились. У каждого парковочного автомата была какая-то своя "фишка". На одном гордо красуется надпись "VISA", но по факту ни VIS'у, ни MasterCard он не принимает. Другой автомат и вовсе отказывается работать и поднимать шлагбаум, ввиду чего мы вынуждены звонить диспетчеру и вещать о своих проблемах. В Гааге же все работало как часы, но за такую роскошь пришлось заплатить с лихвой - 30 евро в сутки.

Гаага произвела впечатление очень официального, строгого и адвокатизированного города. Буквально на каждом углу красуется какая-нибудь адвокатская контора или консульство. Здесь также находится парламент Голландии, несмотря на то, что Гаага - не столица.

Местами мне вспоминался фильм "Трасса 60" и вымышленный городок Морлоу, в котором жили только адвокаты, подававшие друг на друга в суд. Ах, да, суд... Вот он тот самый Гаагский суд.

Гаагский суд

В сумерках он выглядел даже немного устрашающе.

На следующий день мы спонтанно решили посетить в Гааге парк миниатюр Madurodam, о чем ничуть не пожалели. В этом парке представлены макеты голландских зданий и сооружений, оригиналы которых находятся в различных частях и городах страны. Все очень детализировано и сделано, что называется, с душой.

Кусочек Мадюродама

Ворона справа помогает вам оценить размер макетов

Некоторые экспонаты были оснащены звуковым и визуальным сопровождением, а также интерактивом. Так, например, миниатюры мельниц и ветряков начинали вращаться при нажатии кнопки, игрушечные поезда безудержно гоняли по рельсам, самолеты парковались около макета аэропорта "Схипхол", а лайнеры дрейфовали по водам.

Чайка удивлена

Миниатюры аэропорта и самолетов очень понравились!

Детишки могли повеселиться, управляя миниатюрным погрузчиком и размещая контейнеры на игрушечные сухогрузы. Их родители с улыбкой за всем этим наблюдали.

Мое же внимание приковала игрушечная сцена с фигуркой Армина ван Бюрена и толпой зрителей. Здесь на специальной панели можно было замиксовать собственный примитивный трек и поуправлять фигурками танцующих фанатов. Стоило мне начать писать свои биты и почувствовать себя в душе немного диджеем, как меня быстро оттуда вытеснили все те же любознательные представители младшего поколения.

Народу на Армине, правда, как-то маловато

В целом, парк Мадюродам оставил очень хорошие впечатления и был, пожалуй, самым запомнившимся местом Гааги. Кто собирается посетить этот город, обязательно загляните в Мадюродам! Стоимость билета при покупке на месте составляет 17.5 евро, а при покупке онлайн - на 2 евро дешевле.

Далее мы отправились на несколько часов в Роттердам, который находится очень близко от Гааги.

Роттердам: город футуризма

На прогулку по Роттердаму у нас было отведено всего несколько часов. К тому же, поиски парковочного места снова отняли драгоценное время. Когда мы наконец совладали с очередной парковочной системой, отправились гулять и исследовать самые известные объекты этого города.

Первым был известный рынок "Markthal" с безумным дизайном. Однако лишь это делает его таким узнаваемым и популярным. Никаких особенных товаров или заведений мы в нем не нашли.

Рынок Markthal

Далее по курсу были не менее известные кубические дома или "Kubuswonig", в которых живут обычные люди.

Кубические дома

К сожалению, внутрь самих жилищ попасть не удалось, а вот по внутренним дворикам мы вдоволь побродили.

Прогуливаясь дальше по Роттердаму мы заметили одно до боли знакомое архитектурное сооружение. Эй, харьковчане, которые любят гулять по скверу "Стрелка", узнаете этот мост?

Мост Эразма

Харьковский мост в сквере "Стрелка" представляет собой так называемый "памятник-плагиат" изображенного на фото роттердамского моста Эразма, который появился на 12 лет раньше нашего соотечественника.

Вообще, в Роттердаме часто попадались на глаза какие-либо нестандартные архитектурные решения, отличающиеся асимметричностью и угловатостью, придающие городу немного авангардный и футуристический вид. Да взять хотя бы те здания, что видны на фото за мостом на другом берегу реки.

Мы решили, что приедем сюда снова, а пока время ехать дальше. Сели в машину и как истинные харьковчане с соответствующей символичностью переехали по мосту Эразма в направлении следующей локации. А ею была изюминка этого дня - деревня Киндердейк.

Киндердейк: деревня мельниц

Всего в Киндердейке находится девятнадцать ветряных мельниц, которые были построены еще в XIX веке местными жителями для осушения и отвода воды. Двадцать лет назад этот комплекс ветряных мельниц был занесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО и сейчас является по истине историческим местом с крупнейшим сосредоточением мельниц в Голландии.

Добравшись до Киндердейка, мы увидели давно забытую картину: плата за парковку взималась человеком, а не машиной! Живым человеком! Ура! :) Оставить автомобиль на площадке обошлось в 5 евро. Вход на саму территорию, похоже, тоже стоит денег, однако касса была закрыта (видимо из-за низкого сезона) и мы прошли абсолютно бесплатно.

Пешеходная дорожка для посетителей тянется далеко вперед, по обе стороны омывается каналами, на берегу которых стоят сами мельницы. Очень красиво!

Киндердейк

В какой-то момент начался довольно сильный дождь, спугнувший других посетителей, которых и так было очень мало. При наличии теплой одежды и двух зонтов на двоих, для нас дождь вообще не составил никакой проблемы. Таким образом, через полчаса мы остались единственными посетителями Киндердейка!

Помимо дождя начало смеркаться и я поторопился сделать фото с наибольшим количеством мельниц в одном кадре. Получилось захватить одиннадцать штук.

Сможете найти все 11?

На фото можно увидеть небольшие помосты на небольшом расстоянии друг от друга, на каждом из которых прилеплена табличка с номером. Я предположил, что там проводятся чемпионаты по рыбной ловле, однако подтверждения своей догадке в Интернете так и не нашел.

Не буду загромождать свою статью многочисленными фотографиями мельниц с разных ракурсов, а просто напишу, что Киндердейк обязателен к посещению теми, кто хочет исследовать не только Амстердам, а и близлежащие территории. Здесь царит очень приятная атмосфера, а летом, когда все вокруг будет зеленое, на закате тут вообще наверное можно будет свихнуться. Так что смело включайте эту локацию в свой маршрут!

На выходе из территории не было ни души. Касса, кафе и, простите, туалет были закрыты, парковщик покинул рабочее место, а наша машина стояла и мокнула под дождем в гордом одиночестве. Мы отправились в Гауду, а оттуда к следующему месту ночлега - небольшому городку Ваддинксвен на окраине города.

Гауда: город "мини-Амстердам"

Гауда встречала уже полной темнотой. Но это не помешало нам захотеть вернуться сюда завтра и хотя бы краем глаза посмотреть этот город при свете дня. Уж больно он был приятен и уютен. Здесь в кафешке David's gelato мы попробовали очень вкусное шариковое мороженое со вкусом сыра.

Мы добрались в Гауду к 10 часам утра следующего дня и город был пуст. Из работающих точек светился только один ресторанчик и супермаркет, что не удивительно, ведь мало кому захочется выходить на улицу в воскресенье утром, когда за окном снова идет дождь :)

Центральная площадь Гауды и человек

Продолжив прогулку по центральной части города, одна из первых мыслей, которая мне подумалась, была: "Да это ж мини-Амстердам!". И действительно, центральная часть Гауды с несколькими каналами очень напомнила Амстердам, только вот самих каналов не так много и они не такие широкие. Хотя, мини-Амстердамом наверняка можно назвать и многие другие города Голландии.

Миниамстердамность Гауды

На мост, где было сделано это фото, зашел мужчина пожилых лет, выгуливавший свою собаку. Он вежливо поздоровался, мы перекинулись с ним парой слов о погоде и попрощались. Позже выяснилось, что в Гауде все друг с другом здороваются, а вот обсуждать погоду здесь даже "принято".

Уезжать не хотелось, но время поджимало: машину необходимо было вернуть в 14 часов. Обратная дорога лежала по узким проселочным дорогам через небольшие деревни и поля.

А теперь представьте, что все вокруг в тюльпанах :)

Поля Голландии без тюльпанов не особо отличаются от пейзажей на наших междугородних дорогах. На протяжении всей поездки мы убеждали друг друга в том, что вернемся сюда поздней весной или летом. Что же, все в наших руках.

Уже подъезжая к офису Sixt, на местной радиостанции зазвучала битловская "All you need is love", которая прекрасно вписалась в финиш нашего автомобильного путешествия по Голландии.

* * *

В Амстердаме нас ждал еще один, последний, вечер. Он был посвящен экскурсионной прогулке на лодке по каналам. Стоимость такой экскурсии составляет 18 евро с человека, однако в предыдущей гостинице нам достались ваучеры на скидку в 5 евро.

Прогулка очень понравилась. В аудиогиде было представлено много интересной информации, но я, признаюсь честно, иногда пропускал ее мимо ушей и просто наслаждался последними картинками голландской столицы.

Прощальное фото Амстердама

На этом мой рассказ о нашем путешествии в Голландию завершен. Сказать, что страна понравилась - это не сказать ничего. Хотя, безусловно, сюда стоит ехать в более позднее время года, чтобы увидеть все ее природные богатства.